10 самых знаменитых греческих куртизанок в истории

Гетеры — уникальное явление в мировой истории, которое мы можем встретить только в Древней Греции. Сам перевод слова «гетера», что означает «подруга», говорит о ее основном занятии, далеком от постельных удобств. Хорошо образованные, окруженные роскошью и великими мужчинами, эти свободные и независимые женщины создавали вокруг себя атмосферу соперничества в погоне за красотой, облагораживали вкусы, способствовали развитию науки, литературы и искусства — восхищались ими старались быть достойными объекта своего обожания. И в то же время добытчики были причиной расточительности и прочих глупостей. Однако некоторые из этих удивительных женщин стали настоящими легендами и украшением своего народа…

Читайте также: Эффект Кулиджа.

1. Лаиса Коринфская

 

Гравюра Лаиса, 1902 г.

 

Гетера Лаиса была рабыней, привезенной в Афины с острова Сицилия в детстве. Ее купил известный художник Апеллес, а позже взрослая красавица позировала ему, когда изображала на картинах Афродиту. В благодарность за любовь артист отпустил Лаису. Девушка поступила в знаменитую гетерскую школу в Коринфе и, изучив там искусство обольщения, философию, музыку и риторику, осталась в этом городе. Позже она пожертвовала деньги Коринфу на строительство в нем храмов Афродиты.

Читайте еще: Эротический подарок мужчине.

О Лаисе есть несколько исторических анекдотов: знаменитый оратор Демосфен просил благосклонности куртизанки, самонадеянно полагая, что она не отвергнет его как любимца афинян. Но Лаиса сказала, что переночует с ним за десять тысяч драхм, а если у него не будет такой суммы денег, то пусть любящие его афиняне соберут для него эту сумму. Лаиса тоже когда-то утверждала, что соблазнит одного из учеников Платона — Ксенократа, известного своим аскетичным образом жизни, но Ксенократ, собрав всю свою волю, не поддался на ласки красоты. Тогда Лаиса, оправдывая свое поражение, сказала: «Я хотела возбудить страсть в человеке, а не в статуе».

Слава о роскошной гетере распространилась по Греции, Персии и Египту, привлекая богатых последователей, готовых платить за ее любовь баснословные суммы. В любви знаменитая Гетера любила контрасты: она была одновременно любовницей изящного Аристиппа и грубого циника Диогена, которому отдавалась почти публично. Сохранилась биография Лаисы, написанная Плутархом, где он описывает ее смерть: покупатель страстно влюбился и последовал за возлюбленной в Фессалию, но фессалийки из зависти к ее красоте убили Лаису. Коринфяне в благодарность за царские дары своему городу воздвигли в честь Лаисы памятник, изображающий львицу, разрывающую ягненка. На месте, где она была убита, сооружена гробница с эпитафией: «Славная и непобедимая Греция покорена божественной красотой Лаис. Сын любви, воспитанный в коринфской школе»…

2. Фрина

 

Фрина на пиру Посейдона в Элевсине, Хенрик Семирадский

 

Знаменитая Фрине почиталась влюбленными в красоту греками как богиня любви Афродита, воплотившаяся на земле. Он послужил образцом для художника Апеллеса для его Афродиты Анадиомены и блестящего скульптора Праксителя для статуи Афродиты Книдской. Паломники, склоняясь перед статуей, шептали: «Как прекрасна твоя красота, Фрина».

Фрина была из города Фесписа, посвященного музам. В отличие от других известных гетер, она предпочитала уйти от мира и жила уединенно. Но тем не менее поклонники заплатили ей столько денег, что Гетера стала самой богатой женщиной Греции. Ежегодно во время празднеств в честь богини любви Афродиты Фрина раздевалась на ступенях храма и под восторженные возгласы толпы уходила к морю, окуналась в волны и затем выходила из воды вода, вода, как Афродита, рожденная из пены морской.

Бедный оратор Гиперид влюбился в гетеру. Он предложил отдать свою жизнь за одну ночь с Фриной. Красавица согласилась, но когда утром он взял в руки чашу с ядом, гетера не позволила ему покончить с собой. Через некоторое время Фрина отказалась ночевать у богатого человека. Обиженный поклонник подал на гетеру в суд: он обвинил ее в том, что, обнажившись во время праздника Афродиты, Фрина развращает людей и оскорбляет богов. Ее защитил возлюбленный Гиперид. Его речь не убедила судей, и когда они уже собирались выносить смертный приговор, Гиперид сорвал с Фрины одежду, воскликнув: «Смотрите сюда!». Понимая, что обвинительный приговор был бы оскорблением богов, создавших столь совершенное тело, судей, впечатленные красотой гетеры, они оправдали ее. Еще при жизни Фрины в храме Афродиты ей установили статую, отлитую из чистого золота.

3. Аспазия

 

Аспазия, художник MJ Bulliard

 

Аспазия — самая известная из всех греческих гетер. Она прославилась не только своей невиданной красотой и образованностью, но и большим влиянием на политику Греции. Юная Аспасия пришла в Афины из Милета (территория современной Турции), который назывался царством гетер. Веселые вечеринки, деньги и дорогие подарки от состоятельных поклонников интересовали девушку во вторую очередь — она серьезно занималась философией и была знакома со всеми новыми философскими течениями того времени. В светском зале, открытом Аспазией, собрались самые известные люди древних Афин: философы Сократ и Софокл, драматург Еврипид, скульптор Фидий, влиятельные политики Алкивиад и Перикл.

Со временем Аспасия сделала Перикла, правителя Афин, своим избранником. Из-за нее он развелся с женой и женился на гетере. Влияние Аспасии на Перикла было так велико, что через него она, чужеземка, стала править Афинами. Многим афинянам это не понравилось, и гетеру обвинили в развращении молодых девушек и сводничестве, а также во введении афинской политики в войну с другими греческими городами из-за того, что у нее похитили несколько друзей гетеры. Это привело к суду, на котором сам Перикл с большим трудом смог добиться оправдания.

Сын афинянина от иностранца был признан незаконнорожденным, но когда сыновья Перикла умерли от его первой жены, он убедил народное собрание вопреки закону признать его сына от Аспазии афинским гражданином. После смерти Перикла гетера все еще сохраняла достаточно сильное влияние, чтобы позволить одному из ее любовников, молодому и богатому Лисиклу, занять видное положение в республике.

4. Тайцы из Афин

 

Кадр из кинофильма «Таис Афинская» по книге И. Ефремова

 

Самая известная гетера в нашей стране благодаря уникальной книге Ивана Ефремова «Таис Афинская», в которой автор описал биографию этой удивительной женщины, соединив вымысел с реальными историческими фактами, для изучения которых он проделал большую работу по изучению источников и древних и более поздних авторов от Плутарха до Алигьери.

Таис вошла в историю как возлюбленная Александра Македонского, сопровождавшая его во всех военных походах. В отличие от Фрины, обычно закутанной в тесную одежду, Таис не скрывала своего тела, а вместо этого гордо демонстрировала его, разъезжая нагишом по улицам завоеванных персидских городов. Во многих исторических источниках можно найти упоминания о том, что именно Таис после завоевания Александром столицы персидского царя Персеполя убедила его сжечь царский дворец в знак мести за разрушение Александром Афин персов, Таис вышла замуж за полководца Александра, основателя новой египетской династии Птолемея I, и исполняла обязанности царицы в Мемфисе.

5. Диотима Мантинейская

 

 

Эту незаурядную женщину увековечил Платон в своем знаменитом «Пире». По словам Сократа, как жрица храма, Диотима в юности научила его «философии любви», а также дала ему «родословную Эроса». В «Пире» Платона Диотима говорит: «Все люди беременны как физически, так и духовно, и когда они достигают определенного возраста, наша природа требует освобождения от бремени. Она может разрешиться только в прекрасном, а не в безобразном», и добавляет: «Половые отношения мужчины и женщины — есть такое разрешение». По Гетере, любовь есть средство достижения добра и бессмертия. Для Диотимы и Платона прекрасный человек, будучи проникнут любовью «платонической», должны обратить внимание на вечные вещи, не отказываясь от земной жизни.

Жрица Диотима, имя которой в переводе с греческого означает «уважаемая Зевсом», по словам Сократа, успешно победила бурю, разразившуюся в 429 году. ДО ХРИСТА эпидемия чумы в Афинах.

6. Сапфо

 

Фреска в Помпеях

 

Платон называл великолепную Сапфо десятой музой: «Когда мы называем только девять муз, мы оскорбляем Сапфо, не должны ли мы чтить десятую музу?» А историк Страбон говорил, что «напрасно искать во всем ходе истории женщину, которая выдержит даже грубое сравнение с Сапфо в поэзии». Творчество этой поэтессы в Древней Греции было настолько значительным, что Сапфо была включена в канонический список Девяти писателей».

Было бы ошибкой приписывать вербовщиков этой талантливой поэтессе с острова Лесбос, но в 7 веке до н. э. В остальном образ жизни Сапфо сложно классифицировать. Будучи патрицианкой по происхождению, девушка была вынуждена бежать на Сицилию, но после смерти тирана, вызвавшего бегство, поэтесса возвращается на Лесбос и собирает вокруг себя учениц, которые обучают их азам стихосложения, правилам игры на музыкальных инструментах, учит петь и танцевать. Сапфо вела культ в честь богинь Артемиды и Афродиты, которых называла «своим домом муз». В узком кругу фиас девушки писали друг другу страстные стихи, отражающие древние культы женственности, но из-за этого Сапфо ошибочно приписывали лесбийскую любовь к своим ученицам.

По некоторым сведениям, на Сицилии Сапфо вышла замуж за богатого Андриана, от которого родила дочь, но муж и дочь прожили недолго. Сапфо также приписывают самоубийство, прыгнув в пропасть с отвесных скал из-за безответной любви к красавцу Феону, но многие исследователи называют это вымыслом по мотиву одного из стихотворений поэтессы. Как бы то ни было, блестящее, эмоциональное, страстное и мелодичное письмо Сапфо оказало большое влияние на творчество многих поэтов ее времени и будущих веков. Его соотечественники даже помещали несравненную Сапфо на свои монеты.

7. Родопида

 

Старый рисунок

 

Кто из нас не знает сказку о Золушке, и многие удивятся, узнав, что прототипом главной героини была..гетера. Согласно легенде, Родопис попал из Греции в Египет. Когда он купался, орел унес его сандалию и бросил ее на колени фараону. Он был поражен размером сандалии и приказал найти девушку, которой она принадлежит. Босоножки примеряли многие красотки, но всем они оказались малы. Родопис, в конце концов, был найден, и фараон взял ее себе в жены.

Эта легенда впоследствии легла в основу европейской народной сказки, а Шарль Перро написал одно из самых известных произведений мировой литературы — «Золушку, или туфелька, отороченная мехом» (позже она стала стеклянной туфелькой). Так родопидные гетеры вошли в историю человечества.

8. Кампаспа

 

Шарль Менье. 1822 г. Апеллес, Александр и Панкаспе

 

Эта гетера, любовница Александра Македонского, была так прекрасна, что историки не могут различить многие ее изображения на фресках легендарной Фрины. Кампаспа стал источником вдохновения для известного живописца Апеллеса. Александр Македонский восхищался красотой гетер и привлекал Апеллеса к изображению обнаженной красавицы. Художник так влюбился в Кампаспу в процессе работы, что Алехандро подарил ему гетеру, доказав себе, что хотя он и был великим королем в храбрости, но имел самообладание.

Римский писатель I века Плиний Старший предположил, что Кампаспа послужила образцом для знаменитой картины Апеллеса «Афродита Анадиомена.

9. Феодот

 

Смерть Сократа, художник Дж. Л. Дэвид, 1787 г

 

Гетера Феодота стала причиной смерти Сократа. Он страстно любил философа, хотя тот и был безобразен: куртизанка преклонялась перед его умом. Знаменитый драматург Аристофан, влюбленный в Феодоту, желая отомстить своему счастливому сопернику, высмеял Сократа в одной из своих комедий, а позже обвинил его в развращении молодежи и нечестивости. Сократ был приговорен к смертной казни и выпил чашу смертоносного болиголова. Но Аристофан так и не завоевал любви Феодоты.

10. Герпес

 

Герпилис и Аристотель, средневековая гравюра

 

Гетера Герпилис была любовницей Аристотеля и родила от него сына. Философ завещал все свое имущество куртизанке. По свидетельству более поздних историков, Аристотель ценил ласки Герпилис выше своей философии и исполнял все ее прихоти и особенности: чтобы развлечь возлюбленную, он позволял ей кататься на нем верхом. Средневековая гравюра, изображающая Герпилиду верхом на Аристотеле, стала символом победы чувственных удовольствий над возвышенным философствованием…

Оцените статью
Сайт про отношения и секс
Добавить комментарий